Налоговые органы уже усвоили урок и опасаются скрытых налоговых проверок. Есть разница в том, что налоговая инспекция может запросить у вас «просто так» и что является частью полноценной проверки, пишет эксперт по налоговым спорам консалтинговой компании BDO Вацлав Чепелак.
Скрытой налоговой проверки быть не должно, но на практике в некоторых случаях ее проводит налоговый администратор. Вы это узнаете, когда он начнет требовать большое количество документов, не начиная налоговую проверку или хотя бы формально призывая к снятию сомнений в представленной налоговой декларации.
Хотя налоговая инспекция может проверять субъектов налогообложения и средства доказывания и посредством менее формализованных процедур, он не должен проверять саму налоговую базу и проводить в отношении нее более обширные доказательства. В среде профессиональной общественности тема вновь вызывает резонанс после того, как Минфин Чехии предложил в мае в рамках поправки к Налоговому кодексу явно изменить полномочия налогового администратора в этой сфере, хотя в конечном итоге этого не произошло.
Налоговый администратор, чаще всего Финансовое управление, проверяет налоговую ответственность субъектов предпринимательства в случае выявления нарушений. Мелкие вопросы могут быть запрошены в рамках стандартной контрольной деятельности. Однако если у налогового администратора есть явное подозрение, что вы не все задекларировали в налоговой декларации так, как следовало бы, ему следует приступить к процедуре устранения сомнений или налоговой проверки, которые имеют четкие правила. Однако в законе отсутствует четкое определение границы между тем, что еще можно считать уточнением и поиском информации, и тем, что уже можно квалифицировать как налоговую проверку.
Именно поэтому в конкретных случаях налоговый администратор может совершать действия, которые в судебной практике административных судов в ответ на процедуры налогового администратора стали называть «скрытым налоговым контролем». Это не обязательно должен быть плохой умысел со стороны налогового администратора, а просто плохая оценка процессуальной ситуации или попытка упростить свою деятельность. Так или иначе, если налоговый администратор обходит формальные требования к проведению налоговой проверки, это может в конечном итоге не окупиться, если клиент будет активно защищать свои права. Как и во многих других делах, лучше всего начать с этого как можно раньше, желательно по первому запросу налогового администратора.
Скрытый налоговый контроль трудно доказать и его определение отсутствует. Если между вами и налоговым администратором возник спор о том, является ли это скрытой налоговой проверкой, эффективное решение может быть разрешено только административным судом. В конкретных случаях решающее значение для принятия решения суда имеют конкретные фактические обстоятельства дела. Большую роль играет «история» данного дела. Поэтому, даже если суды в своих решениях определенным образом определяют, что в том или ином случае побудило налогового администратора провести скрытую налоговую проверку, эти правила не всегда могут быть полностью обобщены.
Ведь сам Высший административный суд уже несколько раз в различных вариациях делал вывод о необходимости «комплексно разобраться в ситуации с точки зрения законодательства и связанной с ним судебной практики» и «подробно оценить фактические обстоятельства».
Например, например, в одном разрешенном судом деле компания установила у клиента, и очень тщательно описали и задокументировали суду наличие всех признаков проведения скрытой налоговой проверки налоговым администратором. как указано в предыдущей судебной практике. Это означает, что налоговый администратор:
Все это является явными признаками скрытого налогового контроля, как это было определено предыдущими решениями административных судов. И тем не менее, по мнению областного суда и Высшего административного суда, данный конкретный случай не является запрещенной скрытой налоговой проверкой, поскольку они сочли деятельность налогового администратора в целом не очень интенсивной. Но в этом-то и заключается вопрос неясности границ явления скрытого налогового контроля.
Поначалу компаниям может быть удобен менее формальный подход, но позже он станет менее комфортным. В некоторых случаях менее формальная проверка поначалу могла показаться налогоплательщикам выгодной, когда вместо этого они могли просто отправить некоторые данные и документы по электронной почте, или налоговый администратор приехал для местного расследования.
Но как только деятельность налогового администратора стала обостряться и это были не один визит, а повторные встречи, или налоговому администратору требовалось неоднократное документальное оформление документов, например, счетов-фактур, договоров, накладных и многих других и других доказательств, или требовали ответов на десятки-сотни вопросов о налоговой ответственности, то выгода для налогоплательщика обычно исчезала. Налогоплательщики начали сопротивляться, и это послужило основой для практики административных судов по скрытому налоговому контролю.
Однако в практике административных судов наблюдается тенденция к «балансировке». Проще говоря, сначала было вмешательство «против» государственной власти, чтобы суды отговаривали налоговые органы от слишком широкого проведения поисковой деятельности (называя ее запрещенной скрытой налоговой проверкой). По мере того как дела о скрытом налоговом контроле увеличивались и в суды стали поступать менее серьезные дела, административные суды стали постепенно корректировать свои выводы, уточнять их и, я бы сказал, даже «смягчать» по отношению к налоговому администратору.
Однако с точки зрения компаний важно быть готовым к такой ситуации, не бояться налогового администратора и, если вы подозреваете скрытую налоговую проверку, противостоять Финансовому управлению и добиваться своих прав.
Источник: